школа ИКИГАИ

онлайн-школа ИКИГАИ 

Как и вся японская культура, японская музыка глубока, многогранна и самобытна.
Практически во всех жанрах японские музыканты исполняют что-то очень “своё”, будь то фолк-рок, готик-метал или обычная поп-музыка. При этом есть в Японии и не имеющие прямых аналогов в других странах музыкальные направления. Например, J-Rock или J-Pop или Visual kei.

Первая и главная особенность японской музыки это то, что она многим кажется более эмоциональной. Западная же музыка - более сдержанной и строгой.
Возможно, это связано с особенностями японской культуры, где не принято напрямую выражать свои эмоции, которые в итоге “копятся”, и находят выход в творчестве.
Сравните две песни в одном и том же музыкальном жанре:

Западная

Японская

Одно из возможных технических объяснений дает Марти Фридман, бывший гитарист группы Megadeth, в видео ниже. Оно на английском, краткий пересказ: западные мелодии в большинстве основываются на повторяющейся последовательности из 4 аккордов. Японские мелодию зачастую основываются на более длительной последовательности аккордов.
На 1:30 он играет сначала пример западной последовательности, следом - пример японской.

Второе существенное отличие японской музыки, в основном касающееся жанров J-rock и J-pop, это экспрессия. Как и любое отхождение от привычного, это палка о двух концах. Кому-то по этой причине западная музыка после J-Pop и J-Rock кажется пресной, а для кого-то такая подача создает ощущение шума, за которым не слышно музыки. Примечательно, что в той или иной степени справедливы оба утверждения: сначала сложно настроиться на японскую экспрессию, потом сложно вернуться обратно к западной музыке.

Примечательно, что мелодии более экспрессивной японской музыки обычно построены на более коротких последовательностях из 4 аккордов. Самая популярная, которую легко узнает любой поклонник аниме, это Royal road progression (王道進行). Вот она:

При этом, даже в более простых последовательностях японцы очень любят использовать джазовые, а также "заимствованные" аккорды (берутся из тональностей, которые имеют одинаковую тонику, но противоположное ладовое наклонение), что делает музыку мелодичной и интересной.

Особую динамику японской музыке придает сам японский язык, в котором практически все слоги открытые - за согласной всегда следует гласная. Соответственно, слова в подавляющем большинстве случаев оканчиваются на гласную, что обеспечивает плавный переход между ними:

"Эффект восточной женщины" 
Очень важно помнить об эффекте нового, начиная слушать японскую музыку. Имеющие опыт переезда в восточные страны иногда называют это "эффектом восточных женщин", когда первые 2-3 месяца все местные девушки выглядят одинаково, но потом постепенно начинаешь выделять более симпатичных.
Это касается вообще всего нового, и музыки в том числе. Скорее всего, первое время японская музыка будет казаться чем-то обыденным, просто звучащим странно. Но если вы дадите ей время, то откроете для себя большой новый мир.

При этом, многие наверняка уже знакомы с японскими музыкальными мотивами по играм на приставках Денди и Сега. Именно это и есть классическая японская мелодика, которая по понятным причинам может ассоциироваться с чем-то древним и примитивным. Чтобы разобраться, давайте послушаем такую мелодию сначала в ориганале, а затем в чистом виде, просто на пианино.

Ориганал

Мелодия в чистом виде

Примерно то же самое касается музыки из аниме, которая у многих ассоциируется с "мультиками из детства", и по этой причине в ней тоже может быть сложно расслышать мелодию. Проверьте себя) Сначала послушайте мелодию, потом саму песню. 

Мелодия

Сама песня

Третье существенное отличие японской музыки это наличие в ее основе собственных, узнаваемых абсолютно всеми звукорядов. Здесь уже не нужно ни играть в детстве в Сегу, ни смотреть Аниме, японские звукоряды невозможно спутать ни с чем:

Обратите внимание – это не мелодии, это свободные импровизации на характерных японских звукорядах - последовательностях звуков, переложенных на западные ноты с музыкального строя инструмента кото. Свое начало эта музыкальная традиция берет еще в 8 веке, но не стоит думать, что это лишь прикольная аутентичность. Японские звукоряды никуда не делись и вовсю формируют современную музыку. И, кстати, не только японскую. Например, упомянутый выше Марти Фридман, будучи поклонником японской музыки, частично использовал звукоряд Хирадзеси (平調子) в соло к песне Megadeth "Tornado of souls". Поклонники японского рока наверняка услышат знакомые мотивы:

Японская музыка это уникальное явление в мировой культуре. Соединив собственные наработки, идущие из глубины веков, и западный музыкальный багаж, японские музыканты создали свой собственный неповторимый стиль. Абсолютно все жанры японской музыки имеют свою уникальность (а вовсе не только J-Pop и J-Rock). Послушайте несколько примеров японской музыки в классических западных жанрах:

Поп

Рок / Инди-рок

Привет, меня зовут Кумико!

Я искусственный интеллект школы Икигаи, и знаю всё о Японии.

Можем обсудить любые темы: от особенностей чайной церемонии и поэзии эпохи Хэйан до концовки Атаки титанов и токийского рока 80х. А еще я свободно говорю по-японски и могу рассказать, как его выучить.

Пообщаться со мной можно в нашем Телеграм-боте.

По любым вопросам info@ikigai-school.ru