школа ИКИГАИ

онлайн-школа ИКИГАИ 

История Японии

История Японии начинается 14 тысяч лет назад, когда будущий островной архипелаг отрезает водой от континента. С этого момента на островах начинает формироваться своя уникальная культура. Жителями архипелага в то время были айны, которые все эти 14 тысяч лет бродили по островам, занимаясь охотой, рыболовством и изредка воюя друг с другом. 

И так бы они и существовали спокойно дальше, если бы примерно 2000 лет назад в соседних Корее и Китае не начался период войн и политической нестабильности, что заставило большое количество людей мигрировать на соседний островной архипелаг, который мы сейчас знаем как Японию.

Зарождение японского государства происходило в течение 600 лет: с 3 века до нашей эры по 3 век нашей эры. Это были 6 веков непрерывной миграции с континента, в основном из Кореи, где в тот момент жили общие предки современных корейцев и японцев (поэтому до сих пор так схожи корейский и японский языки).  

Становление японской нации можно сравнить с аналогичным процессом в США — спасаясь от войн и преследований, люди бросали свои дома и плыли на необжитые земли, чтобы начать новую жизнь. Схожим было и технологическое превосходство переселенцев над местными племенами. Однако в отличие от США, в Японии освоение земель и контакты с туземцами шли практически все 2000 лет. Заселение самого северного острова, Хоккайдо, произошло только в 19 веке. 

Японцы являются потомками не только переселенцев из Кореи и Китая, но и коренных жителей островов - айнов (на фото). Это объясняет сильные современные различия во внешности между японцами и корейцами, не говоря о китайцах.

Примечательно, что японцы не только переняли гены айнов, но и многие известные нам атрибуты чисто японской культуры восходят к ним. Например, некоторые самурайские обычаи и способы ведения боя, а также религиозные культы. 
Поэтому можно сказать, что японская культура уходит корнями в глубокие тысячелетия, что делает ее одной из самых древних, разносторонних и интересных для изучения.

В процессе миграции с материка и смешения с местными народами на островах образовывались племена, которые воевали и сотрудничали друг с другом. Ближе к 300-му году нашей эры племя под названием Ямато объединило под своей властью соседей, что дало рождение первому догосударственному образованию на островах — племенному союзу Ямато.

В течение последующих веков Ямато становилось все более централизованным и управляемым, но для превращения в полноценное государство не хватало важного компонента — религии.

В середине 6 века в Ямато пришел буддизм, но путь этот был непростым. Власть тогда делили два клана - Мононобэ (который вел свою мифологическую родословную от богини Аматэрасу) и Сога (клан знатных переселенцев с Корейского полуострова). Одним из инструментов борьбы была религия.

Сога активно продвигали заимствование из Кореи буддизма, Мононобэ настаивали на сохранении родного синтоизма. Борьба затянулась на десятилетия и привела даже к боевым действиям. В результате победу одержали Сога, и Ямато открыло двери буддизму. При этом не произошло вытеснения старых верований, буддизм активно дополнил синтоизм, и обе религии стали успешно сосуществовать, что продолжается в Японии и до сегодняшнего дня.  

А окончательно утвердивший в стране буддизм выдвиженец клана Сога принц Сётоку, по одной из версий, впервые ввел термин “Ниппон” - Страна восходящего солнца.

В истории многих народов письменность приходит вместе с религией, не стала исключением и Япония — вместе с буддизмом пришло китайское иероглифическое письмо. Само собой, в частных случаях иероглифы использовались в Японии и раньше, так как контакты с материком не прерывались, но именно с приходом буддизма письменность проникает в страну как массовое явление.  

Первое время японцы пишут исключительно по-китайски, но постепенно начинают адаптировать иероглифику под свой язык, что за 200 лет приводит к появлению манъёганы - записи японских слов похожими по звучанию китайскими иероглифами. Еще 100 лет ушло на то, чтобы из набора иероглифов манъёнганы произошли уже известные нам слоговые азбуки - хирагана и катакана.

Через несколько десятков лет после появления письменности очень удачно сошлись два фактора: накопилось достаточно людей, способных читать и воспринимать китайские тексты, а в Китае тем временем была основана могущественная династия Тан. И в целях усиления государства Япония переориентируется с Кореи на Китай, от которого начинает перенимать практически всё: госуправление, науку, литературу и искусство. Вводится китайский календарь.

Это был первый в истории страны период тотального заимствования (второй будет в 19 веке под названием “Реставрация Мэйдзи”). Массово приезжают китайские ученые, художники, музыканты и ремесленники. В Китай отправляются посольства и студенты на обучение, которые привозят обратно новые знания.

Но не стоит думать, что японцы просто переняли чужую культуру, так как по окончании периода заимствования (600-е и 700-е годы) наступает длительный период переосмысления, когда в значительной степени и была заложена та японская культура, которую мы знаем.

В 794 году была основана новая столица государства - город Хэйан (“мир и спокойствие”), будущий Киото. С этого начинается история одного из самых значимых периодов в истории страны, который так и называется - Хэйан. Закрывшись от внешнего мира в столице, аристократия формировала и оттачивала письменность, стихосложение и прочие аспекты культуры.

Именно в это время появляется хирагана и первая японская литература. Формируется уникальный японский взгляд на мир. Появляются даже отдельные понятия, например “Моно-но аварэ” (物の哀れ) - способность любоваться явной и скрытой красотой вещей с оттенками грусти от понимания того, что всё когда-нибудь уйдет. Такая созерцательность угадывается в японской культуре до сегодняшних дней.

Эпоха Хэйан длилась бесконечные 400 лет. Это дольше, чем на данный момент существует государство США. Вполне достаточный срок для формирования своей уникальной культуры, которая в дальнейшем становилась более глубокой и многогранной.

хотите познакомиться с японским языком?

Мы сделали для вас бесплатный вводный урок в чат-боте, на котором вы познакомитесь со структурой языка, письменностью и произношением.

Специально для тех, кто пока ничего не знает о японском, но хочет узнать ;)

Если золотым веком русской литературы считается 19 век, когда писали Толстой и Достоевский, то эпоха Хэйан - золотой век японской литературы. Это был этап одновременно её и зарождения и расцвета, когда было написано одно из основных произведений как периода Хэйан, так и японской литературы вообще - “Гэндзи Моногатари” ("Повесть о Гэндзи"). Это эпохальный роман объемом с “Войну и мир”, который и сегодня читается как полноценное художественное произведение, не отличающееся в плане драматургии и слога от европейских романов 18-19 века, хотя написан он 1000 лет назад.  

Автор романа - писательница Мурасаки Сикибу. В период Хэйан, особенно в первой его половине, мужчины писали исключительно по-китайски, поэтому формирование японской письменности и японской литературы было в основном женской прерогативой. В итоге до нас дошли труды многочисленных женщин, заложивших основы японской литературы и японской художественной эстетики: Мурасаки Сикибу, Сэй-Сёнагон и десятков других. Их произведения не просто интересно читать и сегодня, через них можно познакомиться с бытом и культурой тех лет гораздо ближе, чем через любые описания историков.

На протяжении эпохи Хэйан правительство и аристократия все больше изолировались в столице от всей остальной страны. Прочая Япония казалась им скучной и враждебной территорией, населенной непонятно кем. Даже назначение губернатором в не столь отдаленные от Хэйан провинции воспринималось практически как ссылка в Сибирь в царской России.  

Такое отношение естественным образом привело к возникновению сильной власти на местах, которую олицетворяли два клана - Тайра и Минамото, непрерывно выяснявшие друг с другом отношения начиная с середины 12 века. В итоге это вылилось в войну Гэмпэй 1180-1185 годов, результаты которой оказали фундаментальное влияние на всю дальнейшую историю страны. Победил клан Минамото, а его глава, Минамото но Ёритомо, стал фактическим правителем Японии. Но он не въехал в столицу, заняв место императора, а обосновался в Камакуре и взял титул “сэйи-тай-сёгун”, то есть “главнокомандующий, покоряющий варваров”.  

Это было не новое звание, оно появилось еще в 8 веке. Так называли полководца, возглавившего поход против “варваров” (айну) на севере страны и имеющего в связи с этим право на всеобщую мобилизацию войск. Ёритомо, захватив власть военной силой, решил придать своему положению легитимность и взял для этого наиболее подходящий титул, который за ним формально закрепил император.

С этого момента и почти на 700 лет в стране установилась власть сёгунов, а император окончательно и уже навсегда стал номинальной фигурой.  
(на фото - Минамото но Ёритомо в сериале "13 повелителей Камакуры)

После завоевания Кореи и северного Китая монгольский хан Хубилай обратил свой взор на Японию. Первоначально направлялись многочисленные послы с целью убедить японцев принести вассальную клятву, но это ни к чему не привело. В итоге монголы начинают готовиться к вторжению, корейцы строят для этого многочисленные корабли.

Вторжение состоялось в 1274 году.  Разграбив острова Цуисима и Ики, войска высадились на острове Кюсю, в районе современного города Фукуока. В результате отчаянного сопротивления японцев монголы решают на ночь отступить на корабли и выйти в море, где в итоге большую часть флота разметал тайфун. Героизм защитников и природа отразили вторжение.  

Через 7 лет, в 1281 году, монголы предпринимают вторую попытку. Собирается самая крупная в истории человечества вплоть до Второй Мировой войны десантная операция - 4400 кораблей из Кореи и Китая, 140 тысяч монгольских, корейских и китайских солдат. Но такие объемы сыграли злую шутку - началась дезорганизация, в итоге вместо скоординированной атаки пришел только десант из Кореи, который в результате двухмесячных боев на суше и на море был отбит японцами. Позже пришел и флот из Китая, снова начались бои, но тут опять подоспел тайфун, разметавший значительную часть кораблей вместе с войсками, на чем вторжение и закончилось.  

Тайфун же, который помог защитить Японию от вторжения, получил имя "камикадзе" かみかぜ (神風) "божественный ветер".

К концу 15 века страна погрязла в междоусобицах, власть в регионах начали захватывать главы местных самурайских родов - даймё.

Фактически они основывали собственные отдельные государства, объединение которых в единую Японию началось с Оды Нобунаги, даймё провинции Овари, успешного и амбициозного полководца. За 22 года он захватил значительную часть Японии, но завершить объединение не успел. Начатое закончили его сторонники - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Страна вновь воссоединилась в 1603 году основанием сёгуната Токугава.

С этого началась 250-летняя эпоха Эдо - второй в истории Японии период изоляции страны от внешнего мира. Как и в случае с Хэйан, это дало толчок развитию национальной идентичности и окончательно сформировало японскую культуру в известном нам виде. С одной стороны, это был период жестких ограничений и строгой социальной иерархии, с другой - расцвета литературы, живописи и театрального искусства.  
(на фото - Ода Нобунага в фильме "Brave: Gunjyo Senki")

Времена правления клана Токугава называются периодом Эдо, по названию политического центра страны - города Эдо (современный Токио). В результате жесткого централизованного управления практически полностью прекращаются внутренние военные конфликты, страна живет в мире и спокойствии на протяжении практически всего правления Токугава, с 1603 по 1868 годы.

В 1639 году Япония полностью закрыватся: жителям запрещается покидать страну, находящимся за границей запрещается возвращаться, контакты с иностранцами сводятся к минимуму. Как и во время периода Хэйан, такая замкнутость на самих себе создает условия для развития искусств и на этот раз уже окончательного формирования особого японского менталитета и взгляда на мир. Рождается жанр хайку, наиболее ярким представителем которого становится Мацуо Басё (родился в 1644 году). Книгопечатание приобретает массовый характер, появляется и массовая литература. Появляется театр Кабуки, экспрессивная подача которого прослеживается и в современных жанрах японской художественной культуры (например, в аниме). Получает развитие самурайская культура, под влиянием конфуцианства появляется кодекс “Бусидо”. Внедряется всеобщее образование, уровень образованности и грамотности становится одним из самых высоких в мире.

К началу 19 века замкнутая сама на себя экономика закрытой страны приходит к кризису, при этом возле японских берегов все чаще начинают плавать европейские и русские корабли, что является большой проблемой - несмотря на подъем культуры во время периода Эдо, закрытая от внешнего мира страна осталась на уровне технологий 16 века. Военное превосходство западных держав было подавляющим.  

Одним из ключевых событий в японской истории является появление в 1853 году в заливе Эдо “Чёрных кораблей” - эскадры командора Пэрри, который силой оружия заставляет Японию открыть свои порты для торговли. Это знаменует конец эпохи изоляции, и является началом этапа огромных перемен.

Кардинальные перемены в жизни стран зачастую приводят к гражданским войнам, не стала исключением и Япония. Резкая смена внешней политики, а также огромное количество накопившихся за время изоляции страны внутренних проблем и взаимных претензий привели к войне “Босин”.  

Противоборство шло между сторонниками восстановления императорской власти и сторонниками сохранения сёгуната. Между изменениями и консервацией. Победили сторонники императора, что дало начало еще одному ключевому периоду в Японской истории - “Реставрации Мейдзи”, а почти 700-летнее правление сёгунов было окончено.

Лидирующую роль в войне Босин сыграл Сайго Такамори - один из наиболее значимых политических и военных деятелей того времени, сражавшийся на стороне императора. Через 8 лет после этого Такамори возглавит Сацумское восстание, событиям которого посвящен фильм "Последний самурай".

Завеершив войну Босин, японцы приступили к реформам, получившим название “Реставрация Мэйдзи”, по имени взошедшего на престол императора Мэйдзи. Это второй в японской истории масштабный этап заимствования абсолютно всего. Направляются делегации в самые передовые на тот момент страны мира с целью подготовки плана модернизации страны по лучшим образцам, все аспекты японской жизни вестернизируются: армия, госуправление, образование, медицина, одежда и даже спорт – именно тогда в стране появился бейсбол. Особо горячие головы предлагали даже отказаться от японского языка в пользу английского.  В страну приглашаются тысячи иностранных специалистов: от инженеров и врачей до юристов и экономистов.  

Итогом стал беспрецедентный в истории рывок - страна одним прыжком преодолела сотни лет технологического отставания, и по многим показателям встала в один ряд с передовыми державами того времени.

Начиная с 1930-х годов власть в стране практически безраздельно принадлежала военным, что привело к агрессивной и необдуманной внешней политике, апофеозом которой стало ввязывание в заведомо проигрышную войну с США, начавшуюся атакой на Перл-Харбор.  Боевые действия шли с 1941 по 1945 годы, и первое время у Японии даже были военные успехи, но силы изначально были не равны. Окончилось всё бомбардировками Хиросимы и Нагасаки и капитуляцией Японии, которая была подписана 2 сентября 1945 на борту линкора “Миссури”.

На этом семь с половиной веков, в течение которых Японией практически беспрерывно правили военные, подошли к концу.

После окончания войны страна лежала в руинах, и превратить ее в мирового экономического лидера могло только чудо. На фото - автор“японского экономческого чуда”, послевоенный премьер-министр Ёсида Сигэру.  

Фундаментом успеха был японский коллективизм, позволивший сообща работать правительству, бизнесу и сотрудникам. Правительство обеспечивает бизнесу максимальные условия для роста, бизнес дает сотрудникам стабильную работу на хороших условиях, а сотрудники посвящают свою жизнь компании, которая становится практически второй семьей. Такая спайка дала взрывной рост, сделавший Японию второй экономической державой мира после США к концу 20 века.

Корни этого роста, как и вообще любые явления современности - в истории. Ни в какой другой стране невозможно повторение подобного сценария, для этого надо быть японцами и пройти тот же двухтысячелетний путь, что и они.  

Надеемся, что этот краткий экскурс в историю Японии немного помог в ней разобраться, а то и вызвал желание узнать больше об отдельных ее периодах.  

Тихо, тихо ползи
улитка по склону Фудзи
Вверх до самых высот